13 марта 1888 года родился Антон Семёнович Макаренко.
По традиции читаем сегодня вместе несколько страниц из его книг.
"Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!
А между тем приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина; в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым.
Таких чудес не бывает. НИКАКИЕ РЕЦЕПТЫ НЕ ПОМОГУТ, ЕСЛИ В САМОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЕСТЬ БОЛЬШИЕ НЕДОСТАТКИ.
На эти недостатки и нужно обратить первое внимание. А ЧТО КАСАЕТСЯ ФОКУСОВ, ТО НУЖНО РАЗ НАВСЕГДА ПОМНИТЬ, ЧТО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФОКУСОВ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ. К сожалению, иногда можно видеть таких людей, верящих в фокусы." ( "Лекции о воспитании детей")
"ЭТО — РАСПРОСТРАНЁННОЕ МНЕНИЕ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНЫ БЫТЬ И ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ. ТАК ДУМАЮТ ДАЖЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ, ШКОЛЬНИКИ. КАК "УДОБНО" СТАНОВИТСЯ ЖИТЬ ПРИ СОЗНАНИИ: ДОСТОИНСТВА ИМЕЮ, НЕДОСТАТКИ ТОЖЕ ЕСТЬ. А ДАЛЬШЕ ИДЁТ САМОУТЕШЕНИЕ: ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО НЕДОСТАТКОВ, ТО ЭТО БЫЛА БЫ СХЕМА, А НЕ ЧЕЛОВЕК. НЕДОСТАТКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЛЯ КРАСОЧНОСТИ.
НО С КАКОЙ СТАТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НЕДОСТАТКИ? А Я ГОВОРЮ: НИКАКИХ НЕДОСТАТКОВ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ. И если у вас двадцать достоинств и десять недостатков, мы должны к вам пристать, а почему у вас десять недостатков? Долой пять. Когда пять останется - долой два, пусть три останется. Вообще, от человека нужно требовать, требовать, требовать! И каждый человек от себя должен требовать.
Я бы никогда не пришел к этому убеждению, если бы мне не пришлось в этой области работать. Зачем у человека должны быть недостатки! Я должен совершенствовать коллектив до тех пор, пока не будет недостатков. И что вы думаете? Получается схема? Нет! Получается прекрасный человек, полный своеобразия, с яркой личной жизнью. А разве это человек, если он хороший работник, если он замечательный инженер, но любит солгать, не всегда правду сказать? Что это такое: замечательный инженер, но Хлестаков?
А теперь мы спросим: а какие же недостатки можно оставить?
(...) Вы посмотрите, что вам будут отвечать. Какие недостатки могут оставаться? Тайно взять - нельзя, схулиганить - нельзя, украсть - нельзя, нечестно поступить - нельзя. А какие же можно? Можно оставить вспыльчивый характер? С какой стати? Среди нас будет человек со вспыльчивым характером, и он может обругать, а потом скажет: извините, у меня вспыльчивый характер. Вот именно в советской этике должна быть серьезная система требований к человеку, и только это и сможет привести к тому, что у нас будет развиваться в первую очередь требование к себе.
ЭТО САМАЯ ТРУДНАЯ ВЕЩЬ — ТРЕБОВАНИЕ К СЕБЕ.(...) С других требовать легко, а от себя - на какую-то резину наталкиваешься, все хочешь себя чем-то извинить. И я очень благодарен моему коммунарскому коллективу им. Горького и им. Дзержинского за то, что в ответ на мои требования к ним они предъявляли требования ко мне.
...Мы требовать должны, но предъявлять исключительно посильные требования... Всякое превышение может только калечить...
Наша этика должна быть этикой прозаической, деловой, сегодняшнего, завтрашнего нашего обыкновенного поведения..." ("Коммунистическое воспитание и поведение")
"Мой опыт говорит, что специальное, целеустремленное так называемое половое воспитание может привести только к печальным результатам. Оно будет "воспитывать" половое влечение в такой обстановке, как будто человек не пережил длинной культурной истории, как будто высокие формы половой любви уже не достигнуты во времена Данте, Петрарки и Шекспира, как будто идея целомудренности не реализовалась людьми еще в Древней Греции.
Половое влечение не может быть социально правильно воспитано, если мыслить его существующим обособленно от всего развития личности. Но и в то же время нельзя половую сферу рассматривать как основу всей человеческой психики и направлять на нее главное внимание воспитателя. Культура половой жизни есть не начало, а завершение. Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина, воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического внимания.
И поэтому любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического половое влечения. СИЛЫ "ЛЮБОВНОЙ" ЛЮБВИ МОГУТ БЫТЬ НАЙДЕНЫ ТОЛЬКО В ОПЫТЕ НЕПОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СИМПАТИИ. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая.
Человек, который любит свою Родину, народ, свое дело, не станет развратником, его взгляд не увидит в женщине только самку. И совершенно точным представляется обратное заключение: ТОТ, КТО СПОСОБЕН ОТНОСИТЬСЯ К ЖЕНЩИНЕ С УПРОЩЁННЫМ И БЕССТЫДНЫМ ЦИНИЗМОМ, НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ ДОВЕРИЯ КАК ГРАЖДАНИН; ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕМУ ДЕЛУ БУДЕТ ТАК ЖЕ ЦИНИЧНО, ЕМУ НЕЛЬЗЯ ВЕРИТЬ ДО КОНЦА.
ПОЛОВОЙ ИНСТИНКТ, инстинкт огромной действенной силы, оставленный в первоначальном, "диком" состоянии или усиленный "диким" воспитанием, может сделаться только антиобщественным явлениям. Но СВЯЗАННЫЙ И ОБЛАГОРОЖЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫМ ОПЫТОМ, ОПЫТОМ ЕДИНСТВА С ЛЮДЬМИ, ДИСЦИПЛИНЫ И ТОРМОЖЕНИЯ, он СТАНОВИТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВАНИЙ САМОЙ ВЫСОКОЙ ЭСТЕТИКИ И САМОГО КРАСИВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ." ("Книга для родителей")
В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора. Просьба и должна быть такова. Ее так нужно произнести, чтобы ребенку казалось, что он исполняет просьбу по собственному доброму желанию, не побуждаемый к этому никакими принуждениями. Нужно говорить:
- У меня к тебе просьба. Хоть это и трудно, и у тебя всякие другие дела...
Просьба - самый лучший и мягкий способ обращения, но и ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ ПРОСЬБОЙ НЕ СЛЕДУЕТ. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка вы будете возбуждать личную просьбу и поручение и, в особенности, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ВОЗБУЖДАТЬ ЛИЧНУЮ ИНИЦИАТИВУ РЕБЕНКА, будете УЧИТЬ его ВИДЕТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ РАБОТЫ САМОМУ и по собственному почину выполнять ее, В ВАШЕМ ПОРУЧЕНИИ НЕ БУДЕТ УЖЕ НИКАКИХ ПРОРЫВОВ. Только, если вы запустили дело воспитания, вам придется иногда прибегнуть к принуждению.
Принуждение может быть различное - от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случае, никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.
Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Нужно при этом сказать, что лень, т.е. отвращение к трудовому усилию, только в очень редких случаях объясняется плохим состоянием здоровья, физической слабостью, вялостью духа. В этом случае, конечно, лучше всего обратиться к врачу. Большей частью лень у ребенка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.
Но, борясь с ленью, нужно бороться и с другим недостатком. Есть дети, которые охотно выполняют любую работу, но делают ее БЕЗ УВЛЕЧЕНИЯ, БЕЗ ИНТЕРЕСА, БЕЗ МЫСЛИ, БЕЗ РАДОСТИ. Они работают только потому, что хотят избежать неприятностей, чтобы отделаться от упреков и т.д. ТАКАЯ РАБОТА ЧАСТО ОЧЕНЬ НАПОМИНАЕТ УСИЛИЯ РАБОЧЕЙ ЛОШАДИ. Такие работники могут совершенно потерять контроль над своим трудом, приучаются относиться к нему некритически. Из них вырастают люди, которые очень легко поддаются эксплуатации, которые всегда, всю жизнь только и знают, что всех обслуживают, всем помогают, даже тем, которые сами ничего не делают. В Советском государстве НЕЛЬЗЯ ВОСПИТЫВАТЬ ТАКУЮ ЛОШАДИНУЮ ПОКОРНОСТЬ, ибо у этих людей нет нравственного требования ни к своей работе, ни к работе других людей.
Правда, в нашем государстве невозможна эксплуатация человека человеком на производстве, но есть еще очень много охотников, которые могут пользоваться чужим трудом в домашней обстановке, в быту, в семье.
Воспитание наших детей должно проходить таким образом, чтобы в нашем обществе не было готовых объектов для эксплуатации, чтобы никакие эксплуататорские аппетиты у нас не могли развиваться даже в домашней обстановке.
Поэтому родители в особенности должны внимательно следить, чтобы старшие братья не пользовались трудом младших иначе, как в порядке взаимной помощи, чтобы в семье не было никакого трудового неравенства.
Нам остается сказать несколько слов о качестве труда. Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда и требовать серьезно. Конечно, ребенок еще неопытен, часто он физически неспособен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое для него совершенно посильно, которое доступно и его силам, и его пониманию.
Не нужно при этом поносить ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана, или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка силами самих родителей, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку, поправляя в этом случае допущенную нами ошибку в самом назначении работы.
Мы решительно не рекомендуем применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу или за работу непроизведенную. Самое важное в этом случае - добиться того, чтобы работа была все-таки выполнена. ( "Лекции о воспитании детей")
#Дата@mpre_view #ВПО_литературный@mpre_view